Мощение дорожек

≡ Рубрики: Строительство |Комментарии выключены

Мощение дорожекВ этой статье мы постараемся определить верный путь: рассмотрим, какие варианты мощения дорожек и площадок существуют, как правильно подобрать материалы и технологию и каких ошибок стоит избежать, чтобы ровная дорога за один зимний сезон не превратилась в тернистую тропу.
Дорожная разметкаДорожки и площадки организуют пространство усадьбы, они связывают отдельные зоны, служат и другим вполне практичным целям. По дорожкам владельцы загородного коттеджа должны свободно и комфортно перемещаться по своей усадьбе – это их главное предназначение. А вот по своему оформлению они могут отличаться, зависит оно и от общего стиля, выбранного для создания данного ландшафта, и от личных предпочтений хозяев. Так, для регулярного сада характерны прямые линии и четкое деление – дорожки таких садов расположены подчеркнуто геометрично. В пейзажном направлении ландшафтного дизайна выбор отдается в пользу свободных и плавных линий: дорожки такого сада, словно волны, перетекают из одной зоны в другую. Площадки, которые связывают садовые дорожки, могут быть предназначены под самые разные объекты – парковку авто, детский уголок или патио. Конечно же, в зависимости от своей функции они выполняются из разных материалов и по разной технологии.
Планирование дорожекПрежде чем приступить к «дорожным» работам, стоит определить основные направления движений по участку (для этого уже должны быть предусмотрены все необходимые объекты). Как правило, планирование начинается с главной дорожки, которая идет от крыльца дома. Она должна быть достаточной ширины (оптимально – 1,2 м), такой, чтобы по ней могло идти сразу несколько человек. От главной дорожки могут ответвляться более узкие тропинки, ведущие в различные уголки усадьбы. После того как направления выбраны, следует нанести разметку. Это можно делать с помощью направляющих шнуров и колышков. Площадки следует выделить тем же методом. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ: вырезается основание и удаляется слой грунта. Для дорожек ложе может быть в среднем 15-20 см, для площадок – не менее 20 см. Ложе должно выполняться с требуемыми уклонами, чтобы в дальнейшем вода с таких поверхностей уходила в нужное направление. Далее работы зависят от предназначения дорожек и площадок, а также выбранного для их мощения материала. Об этом далее.
Тротуарная плиткаТротуарная плитка – один из самых распространенных сегодня материалов мощения. Она привлекает покупателей разнообразием форм (может быть прямоугольной, квадратной, многогранной или неправильной, имитирующей природный камень), а также широкой цветовой гаммой (бывает серой, черной, розовой, зеленой, желтой и т. д.).
Чтобы плитка лежала безукоризненно, необходимо в ложе тропы или площадки организовать дренажную подушку. Прежде его дно следует покрыть геотекстилем. Далее работы могут осуществляться по следующему алгоритму:
насыпать слой щебня (10 см);
хорошо утрамбовать;
насыпать сухую цементно-песчаную смесь (5 см);
выровнять с помощью уровня, соблюдая нужный уклон;
выложить плитку и посыпать небольшим слом песка, притромбовать, используя резиновый молоток;
смести песок и пролить поверхность водой, не вымывая песок из межплиточного пространства.
Основная ошибка при работе с плиткой – неправильно подготовленная подушка. Если выполнить ее просто из песка, то в следующем году ранее стройные ряды плиток «поедут».
Декоративная составляющая плиточной поверхности – это способ кладки. Она может выполняться плитками одного типа, располагаемыми одна над другой: получается однородная одноцветная поверхность. Либо можно использовать мозаичный настил, комбинируя материал разных цветов. Плитку можно укладывать впритык или оставлять щели, которые можно засыпать галькой. Если предусмотреть значительные межплиточные промежутки (обычно такие делают в работе с плиткой, имитирующей камень), то их следует заполнить почвосмесью и посеять траву, стойкую к вытаптыванию.
Площадка, предназначенная под парковку авто, и подъездной путь к гаражу требуют надежного основания толщиной не менее 20 см песчано-щебеночной смеси, которую тщательным образом утрамбовывают и покрывают геотекстилем. Этот материал необходим для того, что давление, сообщаемое покрытию, распределялось равномерно. На геотекстиль насыпают слой песка (минимум 5 см) и затем утрамбовывают. Для мощения лучше применять армированную плитку.
Клинкерный кирпичКлинкерный кирпич (клинкер). Материал достаточно дорогостоящий, но добротный, по такому даже полезно и приятно ходить босяком. Европейцы уже давно оценили преимущества клинкера по достоинству. В России этот материал завоевывает интерес потребителей. Клинкерный кирпич производят из глины, которую обжигают высокими температурами (до 1300 °С) до полного спекания массы. Продукт получается прочным, морозостойким (от 300 до 1000 циклов) и низкопористым. Использовать клинкер можно как для мощения пешеходных зон (применяют кирпич шириной 40 мм), так и подъездных дорожек (кирпич шириной 72 мм).
Клинкер отличается разнообразием форм, расцветки и фактур (может быть с гладкой, шероховатой, структурированной, состаренной поверхностями). Форма блоков позволяет использовать кирпич для создания круглых или сложной изогнутой формы площадок. Можно проявить фантазию и разнообразить площадку узором.
Но прежде стоит подготовить соответствующее основание:
в качестве материала для подушки можно использовать смесь гравия и щебенки (фракцией до 45 мм). Толщина этого слоя должна составлять 10 см;
его выравнивают с учетом необходимого уклона и утрамбовывают;
далее следует сделать бордюр (например, из кирпичей, уложенных на ребро). Он предотвратит сдвиг клинкеров в процессе укладки;
на обрамленный бордюром участок насыпают «баласт» – дробленый песок или мелкий щебень (не более 5 мм). Толщина этого слоя должна быть не более 3 см;
после можно приступать к мощению. Начинают процесс от бордюра, стены или лестничной ступени, если дорожка идет от нее. Щели между кирпичами должны быть 3-5 мм. Чтобы кладка не смещалась, имеет смысл заполнять их в процессе (песком или мелким щебнем) и строго следовать ориентирам – зафиксированным нитям.
При мощении можно использовать любую из нижеуказанных техник:
ложковая перевязка (как в кладке стен);
кафельная перевязка (один над другим);
кладка «елочкой» или «плетенкой» (два смежных кирпича укладывают под углом 90° друг к другу);
перевязка «в шашку» (чередование попарно горизонтально и вертикально уложенных кирпичей).
Интересным вариантом оформления дорожек, ведущих через газон, будет так называемый «пошаговый» способ. Делают такие тропинки, как правило, из плитняка или бетонных плиток. Под них в траве на расстоянии 60-65 см вырезают соответствующие участки и устанавливают плитки ниже уровня зеленого покрова (это обеспечит беспроблемное кошение газона). Либо плитки укладываются на песчаную подушку, а пространство между ними засыпается почвосмесью и засевается травой.
Дорожки из камняИз камня получаются оригинальные и по-настоящему уютные дорожки и площадки. Ведь ничто не заменит природную привлекательность натурального камня. В мощении дорожек может применяться плитняк – пластины из натурального камня (гранита, песчаника, сланца) или обычная галька. Гальку лучше всего использовать для благоустройства подъездной дороги, так как ходить по ней не очень привычно. Также ее можно применять в качестве дополнительного материала в работе с плитняком.
Плитняк обеспечивает дорожкам надежность и основательность, этот материал хорошо пропускает воду, поэтому близлежащие газоны выполняют с небольшим уклоном по отношению к таким тропам – вода беспрепятственно проходит сквозь покрытие и не задерживается на зеленых зонах. Технология работы с плитняком включает следующие этапы:
в ложе формируется подушка высотой в 10-20 см. Материалом для нее может служить ПЩС (песчано-щебеночная смесь);
ПЩС тщательно трамбуется с помощью машины или ручным способом;
после укладываются плиты, которые аккуратно вбиваются в ПЩС с помощью резинового молотка;
если плитняк укладывался вплотную, то щели засыпаются песком, если расстояние между пластинами большое – почвосмесью, на которую впоследствии высеивается трава.
От идеи создать дорожки и площадки из бетона лучше всего стоит отказаться. Нередко такое покрытие трескается после первой же зимы. Если в бетонное основание укладывать плитку (брусчатку), то такое покрытие будет препятствовать естественному стоку воды, она будет скапливаться в зеленых зонах участка и губить корни растений. Кроме того, бетонные поверхности практически не поддаются мелкосрочному ремонту. Если на нем появились дефекты, то придется либо переделывать все сразу, а при отсутствии такой возможности – «любоваться» этим видом до наступления лучших времен.
Мягкое покрытие для дорожекМягкое покрытие. Для садовых дорожек, которые ведут в укромные уголки усадьбы или окружают грядки и другие практичные объекты, а также для площадок, предназначенных под зоны отдыха, можно выбрать мягкое покрытие. Это может быть ПЩС, щебень различных фракций, а также разноцветная мраморная крошка (с ее помощью можно создавать яркие необычные поверхности).
Рассмотрим пример создания дорожек из ПЩС. Конечно, в парадной зоне такой материал не используют – по ПЩС дамы не смогут комфортно походить на тонких каблучках, а детская коляска может оставить на таком покрытии заметную колею.
С помощью ПЩС выполняют аккуратные и практичные тропинки: они могут нести функцию водоотвода, быстро пропускать влагу сквозь себя и так же быстро высыхать.
Чтобы создать дорожку из ПЩС, необходимо:
ложе глубиной в 10-20 см (в низинах следует выбирать максимальный показатель глубины, так как в эти участки стекает наибольшее количество воды) обрамить с помощью разграничительной ленты;
засыпать ПЩС и разровнять поверхность граблями;
утрамбовать дорожки (пройтись по поверхности не менее трех раз).
Дорожки из дереваМощение дорожек Свое предпочтение этому материалу отдают поклонники экостиля. Органика этого материала очень привлекательна, площадки и дорожки из дерева смотрятся естественно в любом саду.
Для создания дорожек и площадок, как правило, используют дерево в виде настилов из досок, а также особым образом уложенных деревянных спилов.
Чтобы деревянные настилы служили долго, их лучше всего приподнять над землей с помощью свай, а между досками следует сделать щели, чтобы вода не задерживалась на поверхности. Древесину, конечно же, стоит обработать специальными средствами защиты, предотвращающими рассыхание, гниение и образование грибка. Производители сегодня предлагают особый материал – термодревесину. Дерево, прошедшее обработку высокими температурами, обладает наибольшей прочностью и долговечностью. Поэтому тем, кто сомневается в надежности обычных досок, стоит отдать предпочтение «закаленному» материалу.
Коллекции клинкерного тротуарного кирпича производители снабжают специальными бордюрами, водостоками и некоторыми фигурными формами. Эти элементы позволяют с удобством и эстетикой использовать клинкер для мощения ступеней, парапетов и других подобных объектов.
Деревянные спилы для дорожекДеревянные спилы применялись в оформлении дорожек и площадок уже давно – в прошлых веках. Ширина такого спила в среднем должна составлять 15 см, а диаметр может быть самым разным. Для дорожного дела подойдут спилы осины, дуба, черной ольхи. Такие будут служить около 10 лет. Укладка спилов происходит следующим образом:
сначала необходимо сделать подушку в 15-25 см из песчаного или гравийно-песчаного слоя;
засыпая подушку, нужно периодически поливать песок водой и слой за слоем осуществлять трамбовку;
затем устанавливаются спилы;
промежутки засыпаются песком.
Прежде чем использовать спилы, их необходимо обработать антисептиками или просмолить.
Текст Наталья Новикова
Особняк № 27, октябрь 2010






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама