Тенденции

Объемы продажи кабельно-проводниковой продукции в ближайшей перспективе будут расти на 10″12% в год

Крупные и средние отечественные производители наращивают свою долю на рынке в значительной степени благодаря повышению ввозной пошлины на кабельно-проводниковую продукцию

На розничном рынке ведущие позиции заняли специализированные магазины

В ближайшие годы основную и наиболее платежеспособную часть покупателей кабеля будут составлять строительно-монтажные организации, преимущественно малые и средние, а также госучреждения

Рынок кабеля перспективен еще минимум три года

Средние и малые корпоративные клиенты интересуют поставщиков больше, чем солидные заказчики

Во все времена поставщики кабельно-проводниковой продукции ориентировались прежде всего на энергетиков, связистов и машиностроителей. Нынешнее экономическое оживление и прокладка новых магистралей оптоволоконной связи увеличили доходы кабельщиков. Но пока энергетикам и основной массе связистов хватает денег только на замену старых кабелей. Поэтому более выгодные для кабельщиков клиенты ” приватизированные предприятия и строительно-монтажные организации, которые обновляют и прокладывают сети, соответственно, у себя и в квартирах клиентов.

Производители уже разобрали почти все рыночные ниши

Экономическое оживление в кабельной промышленности продолжается уже третий год подряд. В этом году объемы производства кабельно-проводниковой продукции в денежном исчислении, как ожидается, превысят 0 млн. Приблизительно такие же, или даже немного больше, объемы потребления этой продукции, ведь объемы экспорта и импорта почти одинаковые (до млн).

На этот и два-три ближайших года специалисты прогнозируют рост спроса и производства кабеля на 10″12% ежегодно. Причем темпы роста рынка в денежном и натуральном выражении не очень отличаются, поскольку цены на большинство видов кабельно-проводной продукции последние год-два на удивление стабильны.

Важным стимулом для производителей стало установление ввозной пошлины на уровне 20% почти на все виды кабельно-проводниковой продукции. В результате доля импорта на украинском рынке сейчас не превышает 25%, а завозится преимущественно та продукция, которая в Украине не выпускается или ее производство только налаживается. К такой продукции специалисты относят кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена, кабели для компьютерных сетей, кабельного телевидения, гибкие кабели в резиновой изоляции.

Сейчас кабель в Украине производят восемь заводов и 14 предприятий средней величины, а также немало мелких фирмочек. Число последних, по наблюдениям специалистов, перестало расти года два назад, когда рентабельность небольших кабельных цехов снизилась с нескольких сот процентов в начале 90-х и с 30″50% в 1999 г. до 15%. Невысокий уровень загрузки существующих предприятий (по данным корпорации “Укрэлектрокабель” ” 30%) не оставляет перспектив для выхода на рынок новых производителей.

Таким образом, в основном украинский рынок освоили два десятка крупных и средних предприятий. Лидерами рынка специалисты называют “Одесскабель” (крупнейший производитель медных, в частности, телефонных и оптоволоконных кабелей) и харьковский “Южкабель” (крупнейший производитель алюминиевых кабелей и проволоки). У крупных кабельных заводов немного отличается специализация. Но сейчас они ради снижения себестоимости продукции форсировано наращивают объемы производства, активно при этом отходя от давальческой схемы работы. Поэтому крупные предприятия стремятся непосредственно выйти на конечного корпоративного покупателя, конкурируя друг с другом, а также с крупными и малыми оптовыми торговцами.

На одних солидных заказах не проживешь

Конечно, самый желанный для любого продавца кабеля ” крупный клиент. К таким относят энергетиков и связистов, а также некоторые строительно-монтажные организации (Киевгорстрой, Киевметрострой и т. п.). Как потенциально крупные клиенты рассматриваются и машиностроители ” производители электродвигателей, бытовой техники и транспортных средств. В частности, они обеспечивают заметный рост спроса, соответственно, на обмоточный, эмалированный и шланговый провод.

По данным корпорации “Укрэлектрокабель”, которая объединяет крупных и почти всех средних отечественных производителей, на нынешнем этапе быстро растут закупки городским и железнодорожным транспортом троллейного провода, энергетиками ” силовых кабелей, связистами ” телефонных кабелей. Однако такой рост закупок обусловлен преимущественно, так сказать, отложенным спросом ” у покупателей наконец появились деньги заменить отслужившие свой срок или украденные кабели. При этом на масштабные работы средств у них мало, исключение составляют только магистрали оптоволоконной связи, которые сейчас интенсивно прокладываются.

Получается, что при всей привлекательности крупных клиентов на одни их заказы сейчас не проживешь. Даже у самого крупного в СНГ производителя телефонного кабеля ” “Одесскабеля” ” на такого клиента (“Укртелеком”) приходится меньше 30% реализованной продукции.

Евроремонт электросетей хорошо стимулирует спрос на кабели

Между тем уже несколько лет подряд растет спрос на кабельно-проводниковую продукцию, аксессуары и электрофурнитуру, вызванный оживлением ремонтных работ и жилищного строительства, а также переоборудованием электросетей офисов и приватизированных предприятий. По наблюдениям оптовиков, кабели и провод сечением до 50 кв. мм, применяемые в строительстве и для оборудования офисов, заведений питания и других предприятий непроизводственной сферы, сейчас самые ходовые.

Значительная часть ремонтных работ приходится на так называемые евроремонты. А они предусматривают, в частности, полную замену системы электроснабжения (современное электрооборудование и бытовая техника предусматривают заземление электропроводки). Кроме того, современное жилье начинено бытовой техникой, следовательно, строительство жилья или евроремонт требует установления кабелей большего диаметра, чем прокладывались раньше, причем трижильных вместо двужильных. И при малобюджетном ремонте жилья сейчас проявляется тенденция к замене алюминиевого провода медным, который почти вдвое дороже, но долговечнее и с большей электропроводимостью. По словам оптовиков, за несколько лет соотношение продажи алюминиевого и медного провода изменилось с 70:30 на противоположное.

Строительство и ремонты элитных офисов стимулировали спрос на специальные виды кабелей. В частности, благодаря повышению требований к безопасности в Украине появился спрос на провода в тугоплавкой изоляции, не выделяющей при горении токсических веществ. Кабельно-проводниковую продукцию со специальными свойствами сейчас широко применяют богатые застройщики, без нее не обходится электропроводка в ваннах, саунах, подвалах. На сегодня кабели со специальными свойствами завоевали, по оценкам оптовиков, 10″15% рынка.

специалисты

С крупными покупателями работать не так удобно, как кажется

Ваче ДАВТЯН, президент ассоциации “Промкабель”:

” Наиболее ходовые, по нашим наблюдениям, кабели малого размера (сечением до 16 кв. мм), применяемые при ремонте жилья или переоборудовании небольших промышленных предприятий.

С крупными клиентами ” облэнерго, крупными стройорганизациями ” работать не так удобно, как это кажется на первый взгляд. Они покупают продукцию на тендерах, где требование к победителю одно ” самая низкая цена, а качество продукции и гарантии никак не учитываются.

В результате побеждает тот, кто вместо традиционных 15″20% рентабельности заложил в цену 5″7%. И через какое-то время, когда дело доходит до поставки, может подорожать сырье или подняться доллар, ввиду чего победитель тендера отказывается от контракта. Тогда организаторы тендера обращаются к кому-то из других его участников. Причем на этот раз выбирают поставщика, исходя из неких своих, непонятных другим соображений.

Кто экономит на кабеле, терпит большие убытки при пожаре

Александр КАРНАУХ, директор фирмы “Капро”:

” Статистика пожаров доказывает: четверть пожаров и треть всех убытков от них вызваны электрооборудованием. Как специалист я уточню: это те случаи, когда проложен некачественный кабель или недостаточной мощности, т.е. когда заказчик по незнанию решает сэкономить да еще и прокладывает кабель сам или без проекта. Поэтому мы тщательно отбираем поставщиков. Одно время в обязанности нашей службы поставки входило выборочное визуальное обследование под микроскопом кабелей, которые нам предлагали. А покупателя, склонного экономить на проекте, мы по мере возможности пытаемся консультировать.

За мелкооптовую торговлю кабелем берутся почти все

На рынке кабельно-проводниковой продукции трудно разграничить розничный и мелкооптовый сегменты. Основная масса потребителей покупает кабель небольшими партиями, поэтому на мелкооптовый рынок выходят почти все операторы рынка ” от заводов до магазинов. Но побеждают в этой борьбе специализированные магазины, большинство которых принадлежит мощным оптовикам.

Нынешний спрос небольших строительно-монтажных фирм на кабельно-проводниковую продукцию привел к тому, что на рынке преобладают мелкооптовые и “розничные” партии кабеля ” меньше катушки (стандартная длина ” 500 м). Сейчас небольшие партии закупают даже мощные строительные фирмы: опасаясь краж, они не хотят держать на стройке больше трехдневного запаса кабеля.

Строительно-монтажные фирмы не только стабильно наращивают объемы закупок кабеля, но и рассчитываются по предоплате, поэтому на эту категорию клиентов “охотятся” практически все операторы кабельного рынка ” предприниматели, торгующие на базарах, мелко- и крупнооптовые торговцы, магазины. Даже на заводе охотно размотают покупателю катушку и отрежут 200 м кабеля. Некоторые заводы, например, “Одесскабель”, на этом не останавливаются и открывают фирменные магазины. Усиливает конкуренцию и специфика рынка кабельно-проводниковой продукции ” отсутствие четкого деления на оптовый и розничный сегменты и небольшая разница оптовых и мелкооптовых цен, возникшая из-за небольших скидок на объемах (1″10%), которые предоставляют отечественные заводы.

Первым следствием усиления конкуренции стало резкое уменьшение количества торговцев, преимущественно мелкооптовых. Если лет восемь назад в Киеве кабельно-проводниковой продукцией торговало с полтысячи фирм, то сейчас ” несколько десятков, среди которых выделяется группа крупных торговых фирм ” “Капро”, “Промкабель”, “Эней”, “Кабельэлектро”, “Катех-Инвест”, часть которых держат также собственное производство. “Естественный отбор” торговцев осуществляют в основном покупатели (строительно-монтажные организации) ” своими требованиями поставки материала “сегодня на сегодня”.

Поэтому в лидеры рынка вышли фирмы, постоянно держащие на складах 300″600 наименований продукции на сумму в миллион долларов и более (запас на 1″2,5 месяца). В целом же их ассортимент ” 500″3000 видов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции (выключатели, розетки, реле защиты, гофротрубы, короба, металлорукава, в которых прокладываются кабельные коммуникации, и т. п.) и до 300 позиций осветительных приборов. Тогда как в торговых точках на рынках ” по два десятка позиций, рядом с которыми продаются по 2″3 вида металлорукавов и коробов.

Уже несколько лет основным направлением развития ведущих оптовиков стали специализированные магазины. Сейчас они заняли половину розничного (магазины и базары) сегмента рынка, на который приходится 15″20% всех объемов продажи. Они уверенно побеждают в конкурентной борьбе специализированные отделы хозяйственных и строительных магазинов, на которые приходится около 10% розничного рынка кабельно-проводниковой продукции, благодаря гораздо более широкому ассортименту и значительно лучшей подготовке продавцов-консультантов.

С рынками специализированные магазины частично расходятся в конкуренции. На рынке ” свой покупатель, который до сих пор считает, что там все дешевле (хотя и в самом деле некоторые соблазняются дешевой продукцией ” бывшей в употреблении и нередко краденой), а также индивидуалы, которые ради экономии средств делают ремонт своими силами. Среди покупателей специализированных магазинов приблизительно поровну индивидуалов и строителей.

Но в этом году специализированные магазины начали непосредственно конкуриров
Малиновский Б. Обзор рынка: Спрос на провода в Украине гарантирован // Галицькі контракти . . 22 июля 2002 (? 30/31) . С. 20-22






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама