Огни Москвы вспыхнут ярче

≡ Рубрики: Прочее |Комментарии выключены

В этом году предновогодняя Москва особенно хороша. Разноцветными огнями сияют дома, улицы, площади, витрины магазинов, мосты, набережные. В этом видится реальное воплощение недавно утвержденной правительством Москвы «Концепции единой светоцветовой среды города». О том, что она из себя представляет, мы беседуем с одним из авторов концепции заместителем начальника отдела научно-исследовательских работ института «Моспроект-3» Д.М. Разумовым.
- Дмитрий Михайлович, чем вызвана необходимость разработки концепции?
- Москва, как признают не только сами москвичи, но и гости города, в том числе зарубежные, за последние годы необыкновенно похорошела, стала суперсовременным мегаполисом. Сейчас все меньше претензий к ее световому оформлению. Но, как говорится, нет предела совершенству, и мы хотим сделать столицу прекрасной не только в дневное, но и в вечернее время. А это во многом зависит от ее освещения.
Другой аспект – обеспечение комфорта и безопасности для жителей города. Согласитесь, ходить по темным, плохо освещенным улицам – малоприятно со всех точек зрения.
Вот этими соображениями и руководствовались власти города, ставя перед коллективом Моспроекта-3 и его соисполнителями задачу создания концепции.
- Очевидно, потребовались новые подходы к проектированию средств освещения?
- Безусловно. И они определены в концепции. Прежде всего это переход от локального применения таких средств – оно затрудняет создание гармоничной светоцветовой среды – к взаимоувязанным проектным решениям.
Дальше: система световых пространств должна формироваться с учетом как исторической, так и современной структуры города, значимости территорий и условий обзора.
Проектирование средств освещения должно вестись на основе концепции организации светоцветовых пространств.
Наконец, все давно заметили, как красиво подсвечиваются здания, являющиеся памятниками архитектуры, доминантами города. Работа в этом направлении должна быть продолжена.
- На какие объекты обращается особое внимание?
- В концепции выделяются 8 особо ценных видов исторического наследия: Кремль, Красная площадь, 11 панорам, открывающихся с городских смотровых площадок, таких, как Воробьевы горы, ММДЦ, Коломенское, Бережковская набережная и др., 60 ценных панорам в зонах исторического наследия и пр. Больше всего таких точек (56), конечно, в центре, в Северо-Западном округе – 14, в Юго-Восточном и Северо-Восточном – по 11 и т.д.
- А может ли округ сделать что-то «на особинку»?
- Каждое светоцветовое пространство должно организоваться по проектному архитектурно-художественному замыслу, но с соблюдением определенных для города и его структурных элементов требований, то есть быть взаимоувязанными. Требования касаются размещения и сочетания средств освещения, освещенности и яркости, подбора светильников и рекламно-информационных конструкций, приемов светового праздничного освещения.
На территориях, имеющих важное историко-градостроительное значение, созданию проектов средств освещения должна предшествовать разработка концепций организации светоцветовых пространств в составе проектов комплексного благоустройства, капитального строительства. Но концепции могут быть и самостоятельной предпроектной документацией.
- Москвичи и наши гости обращают внимание на то, что сейчас освещаются не только здания, но и мосты, набережные, бульвары и т.д. Это тоже новая тенденция?
- Да, перечень типов объектов, подлежащих архитектурному освещению, значительно расширен. В нем появились культовые здания, входы на станции метро, гостиничные комплексы, набережные, бульвары и др.
Кроме того, определены объемы архитектурного освещения в историческом ядре города, в зоне автомагистралей и въездов в Москву, в общественных пространствах вне исторического ядра.
- Появились какие-то новые приемы, с помощью которых создается художественный облик вечернего и ночного города?
- Конечно. Это и использование в общественных пространствах белого света для утилитарного и архитектурного освещения; выделение в качестве световых доминант наиболее значимых исторических, архитектурных и общественных объектов; развитие светового силуэта. Световые рекламные и информационные конструкции должны гармонировать с архитектурой зданий, ландшафтом. Больше внимания уделяется туристско-рекреационным зонам. Светящиеся цветные акценты и композиции особенно необходимы в период короткого светового дня и непогоды. Обращено внимание и на стиль светильников, световых рекламно-информационных конструкций – он должен соответствовать особенностям архитектуры зданий и ландшафта.
- На каких панорамах делается особый акцент?
- Москвичам нетрудно догадаться, что это прежде всего три вида на Кремль – с Большого Каменного и Москворецкого мостов, а также с Софийской набережной, два вида Красной площади – от Исторического музея и со стороны Покровского собора, две панорамы Театральной площади, а кроме того, вид на застройку Яузской улицы с площади Яузских ворот.
- Много критики вызывают рекламные щиты на крышах и фасадах зданий. Предусмотрены ли тут какие-то изменения?
- Мы предлагаем отказаться от плоскостных конструкций. Предпочтение отдается объемно-пространственным, которые будут пропорциональны фасадам и основным архитектурным элементам зданий. Кроме того, предусматривается вывод за пределы Китай-города отдельно стоящих рекламно-информационных конструкций, включая светодиодные экраны форматом более 4,5 м2, а если они превышают 10 м2 – то будут размещаться только за Садовым кольцом.
- Дмитрий Михайлович, даже неспециалисту понятно, что освещение – весьма дорогое удовольствие. Насколько я знаю, на бесперебойную работу всех его видов расходуется около 14 % вырабатываемого в России объема электроэнергии. Предусматривает ли концепция меры по снижению этих затрат?
- Это скорее задача энергетиков. Могу сказать, что главный инструмент экономии электроэнергии – применение новейших технологий и оборудования. Первый шаг на этом пути – замена устаревших ламп на светодиодные светильники, которые экономят 40 % электроэнергии. На конференции, прошедшей недавно в рамках Международного архитектурного форума, говорилось и о применении систем регулирования энергомощности светильников в зависимости от времени суток, создании так называемого «уличного освещения».
Реализация концепции единой светоцветовой среды потребует координации деятельности многих структур города – Департамента топливно-энергетического хозяйства, ГУП «Моссвет», ГУП архитектурно-художественной подсветки, Департамента ЖКХ и благоустройства, Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы, Москомархитектуры, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Комитета по культурному наследию, префектур и управ города. Поэтому в соответствии с Постановлением правительства Москвы до 1 июня 2009 года будет разработана Городская целевая программа формирования единой светоцветовой среды города на период 2010-2012 годов.
Верится, что нынешний финансовый кризис не помешает осуществлению намеченных планов. Москва должна встать вровень с западными столицами – она этого заслуживает.
Н. ФЕДОРОВА
Фото С. МИХЕЕВА






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама