Экономия энергетических ресурсов – одна из самых актуальных задач сегодняшнего времени. Ряд мер, принимаемых в нашей стране, частично позволяет решить эту задачу, но этого явно недостаточно. Тем более, есть с кого брать пример – в развитых странах к этому вопросы подходят очень серьезно. Чего мы достигли и к чему еще предстоит стремиться? Об этом рассказал в своем докладе президент Российской ассоциации инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК), профессор Юрий Андреевич Табунщиков.
Современный стратегический принцип экономии энергетических ресурсов может быть сформулирован так: общество на целом ряде кризисных ситуаций прочувствовало, что энергоресурсы имеют критическое значение не только для поддержания и улучшения качества жизни, но и для обеспечения независимости и безопасности страны.
Россия является одной из ведущих энергетических держав мира и пока полностью обеспечивает свои внутренние энергетические потребности. Однако эффективность использования первичных источников и преобразованных видов энергии в стране требует существенного повышения. Основой для этого должен стать уже накопленный колоссальный мировой опыт по энергосбережению, который с каждым годом увеличивается благодаря стремительно растущему количеству, масштабности и интенсивности работ в этой области. В сложившейся ситуации представляется необходимым и важным подвести итоги и сформулировать выученные и невыученные уроки энергосбережения.
Выученные уроки – это то, что принципиально и масштабно удалось сделать в России. В какой-то степени, это повторение мирового опыта, который стал накапливаться, начиная с 1974 года, после первого энергетического кризиса. Невыученные уроки – это тоже мировой опыт. Это то, что мы пока не воплотили в реальности, но что нам обязательно предстоит сделать и чего никак не избежать, поскольку эти действия проверены многолетним мировым опытом.
Выученные уроки – здесь на первое место следует поставить историческое решение – повышение теплозащиты зданий. Был издан ряд нормативных документов, требовавших повышения термического сопротивления ограждающих конструкций во вновь строящихся жилых зданиях. Это были прогрессивные и нужные решения, но они имели один недостаток – отсутствовало экономическое обоснование, т. е. постановления носили декларативный характер. Второй урок – нормирование удельного расхода тепловой энергии за отопительный период, который удалось сократить практически на 25 %. Третий выученный урок – разработка энергетического паспорта здания, который является не только характеристикой современного состояния, но также может быть основанием для повышения энергетической эффективности здания в перспективе. Четвертый урок – установка термостатов на отопительных приборах. Это решение в свое время стало поворотным моментом в стратегии и тактике повышения энергоэффективности, потому что энергосбережение нужно искать не столько в повышении теплозащиты зданий, сколько в улучшении качества работы автоматики, устанавливаемой для вентиляции и отопления. И, наконец, пятый урок – принятие постановления правительства Москвы о мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду. Считаю, что с этого постановления и нужно было начинать все работы в области энергосбережения, потому что нужно искать резервы сбережения энергии не только в проектировании новых зданий, которые составляют только небольшую долю от существующего фонда, а именно уже существующий жилой фонд обладает колоссальным энергосберегающим потенциалом. Учет, по сути не являясь энергосберегающим мероприятием, позволяет понять, что происходит в энергосистеме объекта, и определить конкретные пути по улучшению ситуации.
Первый невыученный урок заключается в отсутствии законодательства на государственном, региональном и местном уровнях, которое должно обеспечивать финансовую поддержку работ по энергосбережению. В любой стране мира, где решаются вопросы энергосбережения, первым шагом на пути повышения энергоэффективности были работы по улучшению теплоизоляции зданий – и это правильно. На проведение таких работ государство выдавало кредиты, и владелец здания при условии внедрения энергосберегающего оборудования и технологий имел право вернуть государству только половину заимствованных средств или не возвращать совсем. Сегодня во всех развитых странах имеются целые тома, содержащие подробное описание возможностей получения субсидий на реализацию энергосберегающих мероприятий. Второй урок, который предстоит выучить, – это отсутствие экономической привлекательности для инвесторов по внедрению современных энергоэффективных технологий, строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающего оборудования. Третий урок – в погоне за энергосбережением мы стали нарушать экологическую безопасность жилища. Приоритетность при выборе энергосберегающих технологий имеют технические решения, одновременно способствующие улучшению микроклимата помещений. Четвертый урок, который давно бы надо было выучить, – отсутствие системного нормирования по энергопотреблению. Мы нормируем потребление только за отопительный период, но этого мало. Во всех странах нормируется максимальное потребление энергии в теплый период и в годовом цикле. Пятый урок – игнорируются мировые достижения, например, необходимость строительства демонстрационных энергоэффективных зданий, игнорируются мировые достижения в области использования нетрадиционной энергетики. Шестой урок — до настоящего времени проектирование в стране осуществляется по методу проб и ошибок. Это результат отсутствия финансирования новых разработок. В современном проектировании следует рассматривать здание как единую энергетическую систему. И учитывая, что все элементы этой системы взаимосвязаны, используя методы объемного анализа, нужно находить оптимальное решение. Пора переходить на новую методику проектирования, основанную на компьютерных технологиях.
Сейчас время сложных экономических ситуаций, с одной стороны, но, с другой стороны, это лучшее время для покупки и установки энергосберегающих технологий и оборудования. Потому что во время кризисов снижаются цены и на объекты строительства, и на оборудование, но не уменьшаются цены на потребление энергии. И они будут расти, о чем мы все знаем.
Материал подготовила А. Тарновская
Фото С. Михеева






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама