Китайцы сделают погоду в России | Строительные работы


Китайцы сделают погоду в России

≡ Рубрики: Строительство |Комментарии выключены

Китайцы сделают погоду в РоссииВ Китае более 400 заводов по производству кондиционеров и невероятно дешевая по мировым меркам рабочая сила. Это не могло не привлечь крупных японских производителей климатической техники, которые в борьбе за покупателя в последние шесть-семь лет снизили розничные цены на свою продукцию в два раза и ищут пути ее дальнейшего удешевления. Согласно прогнозам, в этом году больше половины проданных во всем мире кондиционеров будут китайского происхождения. Волна дешевой техники докатится и до России. Паломничество в Китай С конца второй мировой войны на рынке бытовых и небольших промышленных систем кондиционирования воздуха доминировали японские компании Matsushita (брэнд Panasonic), Hitachi, Toshiba, Mitsubishi Electric, Sanyo, Fujitsu General. В последние годы конкурентная борьба между этими гигантами кондиционирования резко обострилась; кроме того, в начале 1990-х годовуяпонскихфирм появились мощные соперники из Южной Кореи — LG, Samsung. В борьбе за покупателя производители кондиционеров начали снижать цены на свою продукцию. В результате за последние шесть лет цена на сплит-системы японских марок упала в среднем в два раза и продолжала снижаться. Однако предел, обусловленный себестоимостью производства, недавно был достигнут — собирать технику в Японии, Таиланде или Малайзии и продавать ее по конкурентоспособным ценам стало практически невозможно. Чтобы удешевить конечный продукт и сохранить позицию на рынке, большинство компаний обратили свои взоры на Китай. Как это бывает, например, с офшорным производством автомобилей, сотрудничество японских компаний с китайскими заводами начиналось с отверточной сборки. Затем японские гиганты ограничились производством компрессоров и некоторых других ключевых компонентов. А год-два назад произошел перенос технологии, и началось создание инфраструктуры производства в Китае. Большинство японских компаний развернули здесь полномасштабное производство готового оборудования. Более того, запускать производство в Китае начали и южнокорейские брэнды. Сегодня практически все заметные мировые производители бытовых кондиционеров уже имеют одно или несколько производств в Китае. Некоторые из них (например, Mitsubishi) продают китайское оборудование только на внутреннем рынке, однако большинство (Fujitsu General, Sanyo, Matsushita, Electra, LG Electronics, Shivaki, Samsung и другие) уже поставляют китайские сплит-системы на экспорт. В Китае уже производятся и промышленные системы кондиционирования основных игроков рынка — McQuay, Carrier, York, Trane. В настоящее время бытовые кондиционеры даже для внутреннего японского рынка практически полностью производятся в Китае (Fujitsu General, Sanyo и некоторые другие). Японские производители зачастую вынуждены закрывать неконкурентные производства в самой Японии. На фоне развития иностранного производства в Китае появились и значительно усилились «родные» китайские брэнды — Haier, Gree, Midea. Эти производители, имеющие огромные производственные мощности и достаточно высокий уровень качества готовой продукции, активно устремляются на рынки за пределами Китая, в том числе и в Россию. Поэтому сегодня производство бытовых кондиционеров в Китае уже не является источником насмешек со стороны конкурентов, скорее это уже серьезное конкурентное преимущество. По последним оценкам, за Великой Китайской стеной размещено около половины всего мирового производства климатических систем — в 2003 году примерно на 22 млн кондиционеров будет стоять значок Made in China. Великая кондиционерная страна Китай стремительно становится мировым центром кондиционирования не случайно. Одним из определяющих факторов для производителей, безусловно, стала низкая стоимость трудовых ресурсов, которая вообще позволила Китаю стать всемирным центром производства целого ряда товаров. Однако самая важная причина даже не в дешевизне рабочих рук и местных компонентов. Дело в том, что рынок кондиционеров Китая является крупнейшим в мире. Так, в прошлом году он составил около 10,5 млн кондиционеров, что на 1 млн больше, чем рынок Японии. И китайский рынок продолжает расти быстрыми темпами. Этому способствуют и климатические условия, и инвестиции в строительство и производство, особенно на юге и юго-западе страны. Именно эти провинции Китая и являются мировым центром производства кондиционеров.Там сосредоточены производства ключевых компонентов (как местные, так и совместные предприятия), причем эксперты признают, что производство компрессоров (компрессор — сердце бытового кондиционера) по качеству в Китае уже давно вышло на мировой уровень. На внутреннем китайском рынке среди наиболее популярных брэндов нет японцев или корейцев,предпочтение отдается местным компаниям. Таковых в Китае более 400. Однако большая часть из них — мелкие производства (с объемом от 10 тыс. до 100 тыс. кондиционеров в год). А около трети всех кондиционеров выпускается компаниями «большой тройки» — Haier, Gree, Midea. Эти компании в течение уже достаточно продолжительного времени успешно производят оборудование на экспорт (занимая в США и некоторых странах Европы достойное место на рынке). Более того, эти компании в последнее время, ориентируясь на зарубежные рынки, даже размещают производства в странах Азии и Латинской Америки. У тройки лидеров в Китае немало преследователей. Наиболее заметны на рынке Kelon, Chunlan, Toyo, Chigo, Galanz, Hualing. Достаточно большое количество оборудования уходит из Китая в рамках OEM-соглашений (Original Equipment Manufacture, контрактного производства). Известные мировые брэнды размещают заказы на производство на китайских заводах, а затем продают кондиционеры под своей маркой, пользуясь ее узнаваемостью и раскрученностью. Made in China как знак качества Эксперты уверяют, что утверждение «Китайское — значит некачественное» больше не соответствует действительности — во всяком случае, если речь идет о кондиционерах. Ресурс бытового кондиционера в зависимости от качества ключевых компонентов, сборки и монтажа оценивается примерно в 7-10 лет. В последние годы производители в борьбе за потребителя предлагают модели с дополнительными потребительскими функциями (инверторные технологии, современный дизайн декоративных панелей, дополнительные фильтры очистки воздуха и т. д.). По мнению главы Ассоциации предприятий индустрии климата Игоря Ос-ницкого, китайские кондиционеры в последние годы удовлетворяют этим высоким требованиям. Причем это справедливо не только для климатических систем, произведенных на китайских заводах японскими брэнда-ми, но и для исконно китайских компаний. Статистики, которая могла бы подтвердить эти выводы, пока просто не существует. «По дополнительным потребительским характеристикам — уровень шума, уровень энергоэффективности, наличие дополнительных опций,— возможно, китайские кондиционеры еще несколько уступают передовым японским брэндам, однако соотношение цены и качества позволяет с этим смириться»,— считает Игорь Осницкий. Впрочем, не все специалисты признают высокое качество китайских систем кондиционирования. Так, в российском представительстве компании Mitsubishi полагают, что основная проблема китайской продукции заключается в качестве комплектующих. «Даже тщательный входной контроль не может помочь,— говорят в представительстве.— Дешевые детали не могут быть хорошими, а дорогие использовать не позволяет ограничение по цене. Кроме того, ориентация на цену, естественно, заставляет отказываться от некоторых мероприятий по тестированию и лабораторным испытаниям. Быстро растущие производства вынуждены набирать низкоквалифицированную рабочую силу со всех регионов страны. Эти факторы создают массу проблем для налаживания системы контроля качества. Многие фирмы, которые все же решились на экспорт своей продукции, маскируются и не указывают страну происхождения товара. Большинство кондиционеров, произведенных китайскими фирмами, не несут на себе признаков родной страны». Такая позиция, кстати, приводит к тому, что Mitsubishi Electric остается едва ли не единственной японской компанией, которая не экспортирует продукцию своих китайских заводов. Кондиционеры, сделанные в Китае, продаются там же. Специалисты отмечают также, что в значительной степени качество и эффективность работы оборудования зависит от профессионализма сотрудников фирмы, устанавливающей и обслуживающей кондиционер. До 80% сбоев в работе сплит-системы происходит на этапе монтажа. Поэтому родина кондиционера может и не быть причиной его нестабильной работы. Кондиционер за $140 По мнению участников рынка, мировая тенденция, благодаря которой на европейских, американских и даже японских прилавках все больше кондиционеров, сделанных в Китае, в этом году станет заметна и в России. В прошлом году доля китайских сплит-систем на российском рынке (оценивается в 450-500 тыс. штук) составляла около 10%. Из них 8,5% приходилось собственно на оборудование китайских брэндов, 2% — на российские кондиционеры, собранные из китайских компонентов. 5,5 тыс. сплит-систем продала китайская компания Gree. (Для сравнения: продукция японских компаний составляла 43%, корейских — 38%.) В этом году, по мнению Игоря Осницкого, доля китайских сплит-систем может значительно увеличиться — до 15%. Вырастет и объем китайской продукции, производимой под известными японскими брэндами. В этом году начала поставлять в Россию собранные в Китае кондиционеры Matsushita (Panasonic); некоторые другие японские компании тоже объявляют о своих планах экспортировать в Россию климатические системы китайской сборки. Всего же в 2003 году, по оценке директора по маркетингу компании Rolsen Леонида Осипова, доля кондиционеров Made in China на российском рынке может составить 40-50%. Через три-четыре года, когда российский рынок, по прогнозам экспертов, достигнет объема 1 млн кондиционеров в год, один только китайский производитель второго ряда Kelon планирует занять на нем 10%. В том, что пока продажи китайских кондиционеров не растут столь стремительными темпами, специалисты склонны винить плохой маркетинг. Китайские заводы не могут или не хотят тратить на рекламу столько, сколько весьма агрессивные в плане маркетинга LG или Samsung, поэтому китайские брэнды пока не на слуху у российского покупателя, который предпочитает раскрученные марки. Когда же экспорт китайской продукции в Россию будет сопровождаться грамотным ее продвижением на рынке, наступит бум китайских кондиционеров. «Китайскую сплит-систему можно купить даже дешевле, чем собранную в России»,— говорит Леонид Осипов. В Китае сплит-систему, умеющую и охлаждать, и нагревать воздух, можно купить просто за смешные деньги — $140. Это более чем в два раза дешевле, чем аналогичный по функциональности японский продукт. В России, по мнению супервайзера отдела кондиционирования «Panasonic СНГ» Сергея Кожевникова, китайская сплит-систе-ма будет стоить примерно на 30% дешевле аналогичной по функциональности японской. В этом году очень качественный китайский «сплит» можно будет купить всего за $250-270. И это вызовет значительный рост рынка. Кондиционер благодаря китайскому вторжению и демпингу цен перестанет быть игрушкой для избранных и станет, как и в Европе, столь же необходимым в хозяйстве прибором, как стиральная машина. «Если, конечно, погода поможет и лето будет жарким»,— скрещивают пальцы участники рынка.
Коммерсантъ Деньги






Вы должны быть зарегистрированы чтобы писать комментарии.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Здесь оставьте свою мудрость

  • Реклама